Юбиляру 110: какие киловатты выдает первая ТЭЦ Твери

ТЭЦ – сокращение от теплоэлектроцентраль. Это станция, которая выдает не только электричество, но и поставляет в общую систему города горячую воду и пар. В Твери на сегодняшний день в рабочем режиме функционируют три станции. Вместе они обеспечивают теплом и светом сотни тысяч человек, делая наш суровый край вполне пригодным для проживания и даже комфортным.

Поступь прогресса

А ведь когда-то каждое домохозяйство грелось самостоятельно, закидывая в печь уголь или дрова. Первый шаг на пути к прогрессу и его неизменным спутникам - электрификации и центральному отоплению - сделали купцы Морозовы. Чтобы снабжать электричеством свою ткацкую фабрику, владельцы Тверской мануфактуры построили отдельную электростанцию. Первые мощности запустили в работу в 1912 году. Предприятие было укомплектовано самым передовым оборудованием своего времени: два турбогенератора фирмы «BROWN BOVERI » и шесть паровых котлов типа «Гарбе», работавших на торфе. Топливо подвозили по железной дороге с разработок торфопредприятия «Васильевский Мох». Так происходило до 1962 года, пока на смену торфу не пришло более экологическое голубое топливо - природный газ.

Зажиточные горожане быстро оценили возможность освещения своих домов электричеством, и первая тверская станция начала подключать потребителей, как бы сейчас выразились, из частного сектора. Затем Морозовы пустили по городу первый трамвай, чем окончательно поразили современников. Так в столице Верхневолжья появилась станция, пока без номера, потому что была первой и единственной, настоящий энергетический полюс.

Владельцы постоянно модернизировали предприятие, достраивали и улучшали, но Первая мировая, революция и гражданская война серьезно затормозили прогресс. Следующий глобальный апгрейд станция получила при советской власти, в 1932 году, когда были введены в эксплуатацию турбогенератор 6000 кВт с отбором пара и котельная производительностью 96 тонн в час. Кроме того, торф стали подавать по канатной дороге длиной 326 метров. Это существенно облегчило труд рабочих на топливоподаче, которым раньше приходилось вручную толкать вагонетки. Пожалуй, с этого момента можно говорить о предприятии именно как о ТЭЦ в системе централизованного тепло- и электроснабжения города.

Сотрудники станции гордятся ее историей, тем, что она стала кузницей кадров и отправной точкой для энергетики региона. В преддверии юбилея мы побывали на ТЭЦ-1 и узнали, какие славные вехи были в ее истории, какие трудовые династии работают на предприятии и как спасали оборудование во время Великой Отечественной войны.

 

Оплот энергии

 

Когда сворачиваешь с проспекта Калинина в створ больших металлических ворот, взору открывается индустриально-исторический вид. Станция словно мощный замок с бастионами, по которым вьются трубы. Вертикальные окна неусыпно и грозно следят за каждым, кто решил ступить в обитель энергетиков.

Чтобы дойти от ворот до проходной, нужно пересечь небольшой мост через реку Тьмака, от этого сходство с замком становится еще больше. Поднимаешь голову и видишь, как упираются в небо башни-трубы. Где-то на их вершинах сияет солнце. А вот и проходная с турникетом и постом охраны. Просто так внутрь никого не пустят, несмотря на то, что все сотрудники хорошо знают друг друга, пропускная система очень строгая, впрочем, как и техника безопасности. На входе журналистам выдали белые каски. Экскурсию проводит лично директор станции Михаил Александрович Сосин. Он работает на предприятии много лет и знает тут каждый винтик. По асфальтированному двору мы продвигаемся в глубь станции. В некоторых стенах зданий отчетливо угадывается красный кирпич морозовских мануфактур – строили на века. Поднимаемся в административное здание по крутым лестницам, а фоном уже слышен гул силовых установок. Этот звук здесь проникает повсюду. Обзор станции начинается с коридора-музея, где на стенах размещены архивные фото, плакаты, наградные листы и исторические документы. Когда видишь их своими глазами, ощущаешь дыхание истории, особую энергетику, совсем не то, что смотреть картинки в Интернете.

 

Особый трепет вызывает период в жизни станции, выпавший на время Великой Отечественной войны. В 1941 году основное оборудование станции было демонтировано и эвакуировано, а оставшееся в 1942-м, буквально за несколько часов до прихода немецких войск, было затоплено в Тьмаке. Оккупанты не смогли найти его и заполучить в свое распоряжение мощности ТЭЦ-1. Когда наши войска выбили фашистов из города, оборудование было поднято со дна реки, и всего за несколько дней работа предприятия, пусть и в ограниченном формате, была восстановлена. В память о подвиге работников, спасших оборудование (и в какой-то момент чуть не угодивших под трибунал за самоуправство), перед проходной висит мемориальная доска.

 

Человеческий капитал

Путешествуя по историческим вехам от стенда к стенду, доходим до 1980-х. В это десятилетие на станцию пришли многие сотрудники, которые трудятся здесь и по сей день. Вот, к примеру, немного выцветшая фотография коллектива химлаборатории. Одна из сотрудниц, запечатленных на ней, Вера Докучаева. Стаж ее работы на станции подходит к 40-летнему рубежу, и это вполне обычное явление, ведь к ТЭЦ-1 люди буквально прикипают. Тут есть такие рекорды, с которыми сейчас вряд ли может тягаться какая-либо другая сфера деятельности.

- Пять лет назад проводили на пенсию электромонтера Вячеслава Алексеевича Базанова, единственная запись в трудовой книжке которого говорит, что он работал только на ТЭЦ-1. Целых 62 года. Пришел после училища в 14 лет и доработал до 75, - рассказывает Михаил Сосин.

Но не только стажем могут удивить тверские энергетики. Трудовые династии - вот, пожалуй, главный кадровый феномен, поражающий воображение. За примером далеко ходить не надо. Директор станции Михаил Сосин посчитал годы, которые в общей сложности посвятила тверской энергетике его семья, вышло почти 200 лет.

- Здесь работали отец и его родной брат, уже мой родной брат с супругой и двоюродный брат, считая меня, это шесть человек, и это только на ТЭЦ -1, - загибает палец за пальцем Михаил Сосин. – Под сотню лет общего стажа набежало у Андрея и Антонины Приставко и их сына Дмитрия, парень пришел к нам сразу после армии и трудится уже 10 лет. Начальник электроцеха Максим Волков в свое время пошел по стопам родителей и деда, которые работали на станции и вдохновили сына своим примером. Здесь же работает его жена Елена.

 

Здесь мы сделаем небольшое отступление и скажем, что, возможно, обилие трудовых династий связано с одной особенностью. В былые времена, когда пропускной режим предприятия еще не напоминал своей строгостью государственную границу, сотрудники нередко приводили своих детей на работу. Забрать в обеденный перерыв чадо из садика, чтобы после работы в пятницу пораньше выехать к бабушке в деревню, было нормальным явлением. Коллектив привечал детишек, угощал конфетами, выдавал бумагу и карандаши. А когда подросшее потомство оканчивало школу и поступало учиться дальше, его охотно брали на производственную практику. На станции своя атмосфера, здесь ощущаешь причастность к могучей силе, на которой держится благополучие мира, и сила эта раскрывает перед тобой секреты, недоступные простым смертным. Да, в энергетике есть свое очарование!

Анатомия станции

Продолжая обход предприятия, мы двигаемся витиеватыми коридорами, минуем залы с трубами и баками. Наш проводник привычно огибает бетонные выступы и нависающие вентили, а вот журналистов от неминуемых шишек не раз спасали те самые белые каски, выданные на проходной. Внезапно гул силовых установок почти смолкает – мы на Главном щите управления, можно сказать, в электронном мозгу станции.

- Сюда выводится вся информация о параметрах работы предприятия, - Михаил Сосин обводит рукой сплошную стену индикаторов, табло, циферблатов и лампочек. – Оборудование хоть и не суперсовременное, но вполне надежное и поставленные задачи выполняет на «отлично». Для постоянного контроля за работой оборудования здесь всегда находится дежурный персонал.

Во время нашего визита на ГЩУ на посту находился глава трудовой династии, а именно начальник смены электроцеха Андрей Приставко. Он словно не удивился визиту журналистов и, не отвлекаясь от мониторинга приборов, лишь сдержанно кивнул.

После центра управления был котлотурбинный цех, продуктом которого помимо тепла и электричества является тот самый гул. Здесь пар, полученный в котельных установках, посредством сжигания газа отправляется в долгое путешествие по трубопроводам станции, как по кровеносным сосудам, оживляя все вокруг, раскручивая лопасти генератора, подогревая теплоноситель в городском трубопроводе и выпадая конденсатом, который затем снова идет в дело. Для работы станции используют воду из реки Волга. Здесь она проходит множество стадий очистки и к моменту попадания в котел по чистоте своей соответствует установленным нормам.

 

- Если воду не очищать, то оборудование котельной, чувствительное к качеству используемой воды, может быть повреждено, и весь процесс остановится, а этого допускать ни в коем случае нельзя, - объяснила инженер химического участка КТЦ Вера Докучаева. – Водно-химический режим мы контролируем ежечасно, а в некоторых случаях и каждые полчаса. Во время ремонта котлоагрегатов выполняем анализы отложений с внутренних поверхностей труб на качественный и количественный состав. Если обнаруживаем изменение химсостава, проводим корректировку очистки, повышаем или снижаем количество используемых реагентов.

 

Стоит сказать, что химическая лаборатория ТЭЦ-1 - это отдельное царство. Белые столы заставлены стеклянными колбами, стаканчиками с делениями и пробирками. В строгой готовности застыли электронные весы, мерно шуршит вытяжной шкаф. При этом обстановку никак нельзя назвать холодной. Каждая свободная поверхность здесь занята комнатными растениями, на листья которых через большие окна падает солнечный свет. Зелень не только радует глаз, но и очищает воздух, что в лаборатории весьма актуально. А на территории, прилегающей к зданию химводоочистки, на берегу реки Тьмаки, коллектив химиков устроил небольшой оазис на фоне производственных сооружений – нарядная клумба и скамейка для отдыха сотрудников в летнее время позволяют в обеденный перерыв насладиться красотой цветущих растений.

Держим равнение